Главный архивист России уверен: настоящее исследование одной из самых зловещих фигур советского прошлого России еще впереди
Один из главных организаторов первой международной научной конференции «История сталинизма: итоги и проблемы изучения» – директор Государственного архива РФ Сергей Мироненко в интервью «НГ» в декабре 2008 г. поделился наиболее интересными деталями исследования самой большой и болезненной эпохи России.
– Сергей Владимирович, какой миф о Сталине кажется вам самым поразительным?– Строго говоря, самый главный миф о Сталине – это сам Сталин. В нашем общественном сознании нет места реальному Сталину. Тот Сталин, который сформировался в общественном сознании, никогда не существовал. Вспомните фильм брежневской эпохи «Освобождение», где он глубокомысленно расхаживает по кабинету... Это миф, который усиленно создавался! Миф – что в Великой Отечественной войне мы победили только благодаря полководческому гению Сталина. Миф – что он вместе с Лениным организовал Октябрьскую революцию. Миф – что он боролся с врагами советской власти, а не со своими соперниками. Мифы заслонили реального человека…
– …Который однажды оказался растерянным – до такой степени, что спрятался от соратников.– Это случилось на начальном этапе войны. Сталин несколько дней не появлялся в Кремле. Вы понимаете – когда управление строго иерархическое, оно дает сбои: ведь все зависит от одного человека, а этого человека нет, то как же всем жить? Члены Политбюро собрались и решили, что поедут на дачу к Сталину. Это было не принято. Без вызова туда никто не попадал, но время было очень тяжелое, и они решили все-таки поехать. Приехали и видят: Сталин, как описывают очевидцы, похудевший, бледный. Он решил, что они приехали его арестовывать! Он переживал, у него был, по-видимому, тяжелый кризис. Его стали убеждать: Ленин оставил нам великую империю, а мы ее, извините, прос... Такое довольно грубое прозвучало выражение. Встал Ворошилов, стал говорить: «Коба, ты что… Как же мы будем без тебя? Ты должен нас возглавить!» И Сталин дал себя уговорить. Немножко ожил. Все пошло дальше.
– Есть ли что-то достоверное в версии об участии Сталина в революции?( Читать дальше )